Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 29.04.2024, 16:39

Сайт педагога-психолога ГБОУ ДЮЦ "Орленок" Сохоневича Алексея

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Облако тегов
я on-line
Рассказать друзьям

Несколько слов о наказании

Наказывать и ругать ребенка нельзя

·          когда ребенок болен, плохо себя чувствует или еще не оправился после болезни

·          когда ребенок ест                                                  

·          после сна или перед сном                              

·          во время игры

·          во время учебы или работы

·          сразу после физической и/или душевной травмы (падение, травма, драка, плохая отметка, любая неудача)

·          когда ребенок не справляется: со страхом, с невнимательностью, ленью, раздражительностью, с любым недостатком

·          когда ребенок проявляется неспособность, неловкость, бестолковость, т.е. во всех случаях, когда у него что-то не получается

·          когда нам непонятны внутренние мотивы поступка ребенка

·          когда мы сами не в себе: устали, огорчены или раздражены.

 

Поощрение и наказание  простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать свое отношение к поступкам и проявлениям ребенка. Каждый из вас имеет свое мнение по поводу наказаний и поощрений ребенка.  Но хотелось бы еще раз рассмотреть виды воздействий, их влияние на детей и эффективность.  Люди чаще всего руководствуются мотивом "потому что", хотя логичнее было бы использовать мотив "зачем". Вполне закономерно, что люди, стремятся к конкретному результату, прикладывают определенные усилия, следуя намеченным путем.

Какими мы хотим видеть своих детей?

Инициативными или комфортными, настойчивыми и упорными или подчиняющимися. Что воспитываем мы в них день изо дня?

Взращиваем ли мы в них уверенность в собственных силах и будущих успехах, или в очередной раз внушаем неспособность, справиться с заданием?

 Используя наказание и поощрение, родитель фиксирует внимание ребенка либо на успехах, либо на неудачах, таким образом, ребенок получает важную информацию о себе, которая ложится в основу "Образа Я" и самооценки ребенка.

Поощрение положительных проявлений и поступков ребенка способствует повышению его уверенности в себе и чувства компетентности, а, следовательно, повышению его самооценки. Постоянное упоминание о недостатках и неудачах ребенка повышают его неуверенность в собственных силах и внутреннюю тревожность. Именно поэтому, желая вырастить сильного и здорового человека, родители должны чаще использовать поощрение.

Очень часто родители поощряют детей за успешное обучение деньгами. Конечно, это самый простой для родителей способ поощрить ребенка, не нужно прикладывать никаких усилий, просто дать деньги. Но для ребенка деньги не являются основной потребностью, намного важнее эмоциональный контакт с родителями, возможность участвовать в совместном деле или просто провести время вместе. Есть еще один аспект материального поощрения - у ребенка не развивается собственно учебная мотивация, не возникает интереса к получению новых знаний, ребенок не научится получать удовольствие от приобретения и использования знаний. К тому же, покупая отметки ребенка за деньги, родители делают акцент не на полученных и усвоенных знаниях, а именно на отметке, а ребенок, в свою очередь, учится использовать различные пути для получения желаемой отметки.

Наиболее эффективным способом поощрения учебных успехов ребенка является эмоциональная реакция родителя. Например, слова родителя "Я горжусь тобой", "Я очень рад за тебя" являются для ребенка лучшей похвалой и придают ему сил. Отличным поощрением для ребенка также является совместный досуг. Позитивные эмоции объединяют, сближают и создают пространство для доверия и искренности, в то время как наказания способствуют отчуждению и конфронтации.

Наказание обычно используется для искоренения нежелательного поведения и серьезных проступков. Очень важно разделять мелкие и серьезные нарушения. Выбирая способ наказания ребенка, родители должны помнить, что физическое наказание унижает ребенка и способствует  формированию негативного "Образа Я". Наказывать лучше, лишая ребенка хорошего, чем делая ему плохое. Для того чтобы наказание было эффективным и не разрушало доверительные отношения между ребенком и родителями, необходимо соблюдать следующие правила:

Наказание должно соответствовать проступку ребенка и помогать его исправить. Например, если ребенок получил "2", нет смысла лишать возможности смотреть телевизор на целый месяц. Нужно лишить его удовольствия на то время, которое необходимо для подготовки к исправлению оценки.

Ребенок может быть наказан только за свой проступок. Например, если один из братьев получил плохую оценку, не могут быть наказаны оба брата.

Нельзя быть наказанным дважды за один и тот же поступок. Например, родители говорят ребенку, что за беспорядок в комнате он не пойдет в кино, не будет смотреть телевизор и ему не купят новую игрушку.

Отложенное наказание или угрозы, не приводящие к действию, вредят авторитету родителей. Нет смысла постоянно повторять ребенку, если ты сделаешь это еще раз - я тебя накажу, гораздо эффективнее наказать ребенка один раз.

Нельзя наказывать ребенка, когда он болен, плохо себя чувствует, когда ребенок старается и у него не получается.

Очень важно, помогать ребенку, разобраться в причинах случившегося, независимо от того, насколько серьезным был проступок. Помогая ребенку выяснить мотивы его поведения, вы способствуете формированию внутренней рефлексии ребенка - способности анализировать свои поступки, их мотивы и последствия. При совершении мелких проступков намного важнее помощь родителей, чем наказание. Помогите ребенку выяснить причину и создайте условия для успешного опыта, тем самым вы заменяете не успешность на успех.

Желая видеть своих детей успешными, не переусердствуйте. Давайте детям право на ошибку, ведь опыт преодоления и исправления гораздо важнее мифа безупречности.

Независимо от того, какую тактику поощрения или наказания вы выберете, будьте всегда последовательны и предсказуемы, это поможет вашему ребенку понять и принять ваши требования, причины ваших воздействий и последствия своих поступков.

 

Несколько правил наказания:

 

 Правило № 1.     Подумайте, какую цель имеет данное наказание? Оно не должно вредить ни психическому, ни физическому здоровью.

 

 Правило № 2.     Необходимо помнить о том, что ребенок имеет право на ошибки.

 

 Правило № 3.     Не самоутверждаться за счет ребенка. Не решать за его счет свои психологические проблемы.

 

 Правило № 4.     Наказание должно быть соразмерным и справедливым. Если есть сомнения: наказать или нет, то лучше не наказывать. Никакой профилактики!

 

 Правило № 5.     Учитывать срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.

 

 Правило № 6.     Наказывать не личность ребенка, а проступок. Не унижать!

 

 Правило № 7.     Не наказывать ребенка перед сном, после сна, во время еды, болезни.

 

 Правило № 8.     Помнить о состоянии ребенка. Во время менструации девочки должны быть прощаемые.

 

 Правило № 9.     Ребенок не должен бояться наказания, т.к. напуганные и неуравновешенные дети хуже соображают и хуже растут.

 

 Правило № 10.  Должен осуществляться принцип: наказан – прощен. Нельзя наказывать за старые проступки.

 

 Правило № 11.  Нельзя наказывать трудом.

 

 Правило № 12.  За один раз – одно наказание. Даже если провинностей много, наказать стоит один раз.

 

Правило № 13.   Верить в ребенка. Ребенок должен сам понять себя и ситуацию, отдохнуть от внушений, оценок, наказаний.

 

 Правило № 14.   Наказание не должно быть за счет любви.

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Я в интернете
  • В контакте
  • Facebook

  • Copyright sohonevich.ucoz.ru © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz