Главная | Регистрация | Вход | RSS | Понедельник, 29.04.2024, 11:43 |
Сайт педагога-психолога ГБОУ ДЮЦ "Орленок" Сохоневича Алексея | |
Приветствую Вас Гость |
|
Про дошкольниковДошкольное детство —
большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст
является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию.
Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а
также через игровые и реальные
отношения со сверстниками. Условия
жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи
раздвигаются до пределов улицы, города, страны.
Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений,
разных видов деятельности и общественных функций. Он
испытывает сильное желание включиться во взрослую
жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему
еще недоступно. Он стремится к самостоятельности. Из
этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная
деятельность детей, моделирующая жизнь
взрослых. Социальная
ситуация развития Изменяется
место ребенка в системе отношений (уже не является
центром своей семьи), развивается способность к
идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать, что
он — индивидуальность, приобретает интерес к телесной конструкции человека. Ведущая
деятельность в дошкольном возрасте Игра. Она
оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В
игре дети учатся полноценному общению друг с другом. В
процессе сюжетно-ролевой творческой игры дети берут на себя роли взрослых и в
обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и
отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет
соответствующий образ — мамы, доктора, водителя, пирата — и образцы его
действий. Но, хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она
эмоционально насыщена и становится для ребенка его реальной жизнью. Игра способствует становлению не только общения со сверстниками,
но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением
складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера
ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели.
Происходят качественные изменения в психике ребенка. Дошкольник осваивает и изобразительную деятельность. Как
указывает B.C. Мухина, специфику рисования как особого
вида деятельности составляет именно изобразительная, знаковая деятельность. Центральные новообразования: новая внутренняя позиция; соподчинение мотивов,
самооценка и осознание своего места в системе общественных отношений. Мышление Мышление в дошкольном возрасте характерно переходом от
наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному
мышлению. Основным видом мышления тем не менее является наглядно-образное, что
соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) по
терминологии Жана Пиаже. Дошкольник образно мыслит, но еще не приобрел взрослой
логики рассуждения. Решает мыслительные задачи в представлении, мышление
становится внеситуативным. Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность,
гибкость и пытливость. Возникают попытки объяснить явления и процессы. Детские
вопросы — показатели развития любознательности. На умственное развитие ребенка дошкольного возраста
постоянное влияние оказывают игровая ситуация и действия. Опыт игровых и
реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу
особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей,
предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить свое
собственное поведение. Речь К семи годам язык становится средством общения и мышления
ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к
школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для
ребенка становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники
начинают осознавать особенности своего произношения. К концу дошкольного
возраста завершается процесс фонематического развития. Интенсивно растет словарный запас ребенка. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются
тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и
синтаксического (построение фразы). Ребенок усваивает грамматические формы языка и активно
увеличивает словарный „запас, что позволяет ему в конце дошкольного возраста
перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или
сказку, описать картину, передать свои впечатления об увиденном. Особенности развития речи в дошкольном возрасте: ♦
речь отрывается от конкретной ситуации,
теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средствообщения; ♦
появляются связные формы речи, возрастает ее
выразительность; ♦
ребенок постигает законы родного языка в
процессе действий со словом; ♦
ребенок учится излагать свои мысли связно,
логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а
речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации
познавательных процессов; речь превращается в особую деятельность, имеющую свои
формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы; ♦ речь становится особым видом произвольной
деятельности, формируется сознательное отношение к ней. Восприятие Восприятие в дошкольном
возрасте утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные
процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным,
анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение,
рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в
это время речь — ребенок начинает активно использовать названия качеств,
признаков, состояния различных объектов и отношений между ними. В дошкольном возрасте
для восприятия характерно следующее: ♦ восприятие превращается в особую
познавательную деятельность; ♦
зрительное
восприятие становится одним из ведущих; ♦
воспринимая
предметы и действия с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму, величину
(освоение сенсорных эталонов); ♦
совершенствуется
умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов,
последовательность событий. Внимание В дошкольном возрасте
существует универсальное средство внимания — речь. Ребенок организует свое
внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно. В этом возрасте: ♦
значительно
возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания; ♦
складываются
элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи,
познавательных интересов; ♦
внимание
становится опосредованным; ♦
внимание
связано с интересами ребенка к деятельности; появляются элементы
послепроизвольного внимания. Память Дошкольное детство —
возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л.С. Выготский,
память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе
своего становления. Ребенок запоминает с легкостью самый разнообразный
материал. У младших дошкольников память непроизвольная. Ребенок не ставит
перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными
способами запоминания. Ребенок быстро запоминает стихотворения, сказки,
рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу
познавательной деятельности ребенка. Ребенок постепенно учится повторять,
осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при
воспоминании. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память. Память, все больше
объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер,
формируются элементы словесно-логической памяти. Память дошкольника,
несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится
ведущей функцией. Воображение Воображение
формируется в игровой, гражданской и конструктивной видах деятельности и,
будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Ребенок осваивает
приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной
опоре для их создания. К концу дошкольного возраста
воображение ребенка становится управляемым. Формируются действия воображения: ♦
замысел
в форме наглядной модели; ♦
образ
воображаемого объекта; ♦
образ
действия с объектом. ♦
Для дошкольного детства характерна в целом
спокойная эмоциональность, отсутствие сильных
аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. ♦
Ребенок осваивает социальные формы выражения чувств. ♦
Изменяется роль эмоций в деятельности
ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение. ♦
Чувства становятся более осознанными,
обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными.
Формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические. ♦
Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными. Развитие мотивационной сферы ♦
Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности. ♦
Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок
сравнительно легко может принять решение в
ситуации выбора одного предмета из нескольких, не
реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным
благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль
«ограничителей». Наиболее сильный мотив для
дошкольника — поощрение, получение награды. Более слабый —
наказание (в общении с детьми это в первую очередь
исключение из игры), еще слабее — собственное обещание
ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды. Регулировать свое поведение дошкольнику помогает образ
другого человека (взрослого, других детей). ♦
Сначала
ребенку нужно, чтобы кто-то был рядом, контролировал его поведение, а оставшись
один, он ведет себя более свободно, импульсивно. Затем, по мере развития плана
представлений, он начинает сдерживаться при воображаемом контроле. ♦
В
дошкольном возрасте ребенок включается в новые системы отношений, новые виды
деятельности. Появляются, соответственно, и новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием,
мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися
моральными нормами, и некоторые другие. Особенно важны интерес к содержанию
деятельности и мотивация достижения. ♦
В
этот период начинает складываться индивидуальная
мотивационная система ребенка. Мотивы приобретают относительную
устойчивость. Среди них выделяются доминирующие
мотивы — преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии. ♦
Дошкольник
начинает усваивать этические нормы,
принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали,
подчинять свое поведение этим нормам. ♦
Первоначально
ребенок оценивает только чужие поступки — других детей или литературных героев,
не умея оценить свои собственные. Воспринимая, например, сказку, младший
дошкольник не осознает причины своего отношения к разным персонажам, глобально
оценивает их как хороших или плохих. ♦
Постепенно
эмоциональное отношение и этическая оценка начинают дифференцироваться. Развитие самосознания Самосознание формируется
к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному
развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного
детства. Возникает критическое
отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает
ребенку оценивать самого себя. появляется во второй
половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я
хороший») и рациональной оценки чужого поведения. О моральных качествах
ребенок судит главным образом по своему поведению, которое или согласуется с
нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в
систему этих отношений. Его самооценка поэтому практически всегда совпадает с
внешней оценкой, прежде всего — оценкой близких взрослых. К концу дошкольного
возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность. Развивается способность
мотивировать самооценку. Появляется осознание
себя во времени, личное сознание. Дошкольник осознает
свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и
некоторые психические процессы. Усвоение норм
предполагает: а) ребенок постепенно начинает понимать и
осмысливать их значение; б) у ребенка в практике общения с другими
людьми вырабатываются привычки поведения; в) ребенок проникается определенным
эмоциональным отношением к этим нормам. Кризис семи лет Независимо от того,
когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего
развития проходит через кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может
сместиться к 6 или 8 годам. Важно, как ребенок переживает ту систему отношений,
в которую он включен, — или они стабильные, или резко меняющиеся. Изменилось
восприятие своего места в системе отношений — значит, меняется социальная
ситуация развития, и ребенок оказывается на границе нового возрастного периода. Кризис семи лет — это
период рождения социального «Я» ребенка (Л.И.Божович).
Он связан с появлением нового системного новообразования — «внутренней
позиции», которая выражает новый уровень самосознания и Рефлексии ребенка. Меняется и среда, и
отношение ребенка к среде. Возрастает уровень запросов к самому себе, к
собственному успеху, положению, появляется уважение к себе. Происходит активное
формирование самооценки. Изменение самосознания
приводит к переоценке ценностей, к перестройке потребностей и побуждений. То,
что было значимо раньше, становится второстепенным. Появляется обобщенное отношение
к самому себе, к окружающим. Происходит кризис личности «Я» (соподчинение мотивов).
Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь отметки),
оказывается ценным, то, что связано с игрой, — менее важным. Происходит смена
основных переживаний: ♦
открывается
сам факт переживаний; ♦
возникает
осмысленная ориентировка в собственных переживаниях; ♦
переживания
приобретают смысл. Таким образом, кризис
семи лет представляет собой внутренние изменения ребенка при относительно
незначительных внешних изменениях и социальных взаимоотношений личности ребенка
и окружающих людей. Переход ребенка на следующий
возрастной этап во многом связан с психологической готовностью ребенка к школе.
Составными компонентами психологической готовности к школе являются: ♦
интеллектуальная
готовность (или, шире, — готовность познавательной сферы); ♦
личностная
(в том числе мотивационная); ♦
социально-психологическая
готовность; ♦
готовность
эмоционально-волевой сферы. |
|
Copyright sohonevich.ucoz.ru © 2024 |
Бесплатный хостинг uCoz |